К основному контенту

Проблемы трансгуманизма

Трансгуманизм - общественное движение и особая концепция в области гуманитарных дисциплин утверждающая необходимость кардинального преобразования человека на базе высоких технологий.

Трансгуманизм есть одна из разновидностей постгуманизма, где главным постулатом выступает положение, согласно которому человек не является венцом эволюции и общество уже достигло или подходит к такому этапу развития, где человек как таковой должен быть преодолен.

К постгуманистическим взглядам можно отнести, например, философию Ницше, поскольку там человек рассматривается с этико-моральной стороны как нечто ущербное и поэтому должен быть преодолен сверхчеловеком.

Трансгуманизм же на первый план выносит преодоление неразрешимых человеческих проблем, среди которых старение и смерть, несовершенство тела, а также ограниченные умственные способности. Все эти проблемы предлагается преодолевать при помощи сращивания человека и технологий,  превращения людей в киборгов.

Следует заметить, что определенное сращивание человека с технологиями происходит уже сейчас, поэтому можно смело заявлять о достоверности прогнозов умеренного трансгуманизма, тем не менее современная степень такого сращивания не дает оснований для решения поставленных проблем, так как для этого необходимы более радикальные преобразования.

Единственный способ преодолеть несовершенство биологической организации, то есть старение и смерть, болезни, ограниченность чувств, мышления и тому подобное  возможно только посредством переноса сознания на более совершенный носитель, то есть его оцифровка.

Именно здесь возникают определенные сложности, которые делают чаяния трансгуманизма сомнительными. Прежде всего следует сказать, что современный тип компьютера принципиально не способен уместить человеческое сознание и дело здесь вовсе не в объеме памяти или вычислительной мощности, а в том, что человеческое сознание есть нечто большее чем его видимая рациональная часть.

Еще на заре психоанализа Фрейд показал, что за видимой рациональностью человека кроются скрытие мотивы бессознательного, определяющего важный аспекты личности. Личность есть не только лишь рационально осознанное бытие, но также чувственное восприятие мира связанное с социо-биологическими механизмами мотивации, которые были заложены эволюцией.

Алгоритмы программ до сих пор служили лишь вспомогательным средством, но лишив человека его биологического тела и привычной социальной среды, сделав при этом программные алгоритмы самостоятельными, можно лишить людей также и прежней мотивации, например, того же желания жить.

Другая проблема связана с тем, что сознание не есть некая особая субстанция, которую возможно переместить подобно тому как мы перемещаем воду из одной посуды в другую. Сознание есть непрерывный воспроизводящийся процесс протекающий в живом мозге, то есть оно в лучшем случае копируется, но никак не переносится.

Ваша личность продолжает существовать в теле и после того как сознание будет оцифровано, следовательно даже если существо на цифровом носителе будет думать, что оно это Вы, ощущать Вы себя будете именно в своем теле, а не как оцифрованное сознание, то есть сбежать от своего материального мозга никак не получится.

Справедливости ради следует заметить, что даже в самом организме постоянно проистекают изменения, так, что один и тот же человек в раннем детстве и в глубокой старости это различные личности с иллюзией самоотождествления, поэтому нельзя полностью исключить вариант постепенного усовершенствования при котором человек будет изменятся поэтапно до тех пор пока его биологическое тело не будет полностью заменено либо же пока не произойдет некий симбиоз биологии и электроники.

Тем не менее даже если подобное когда-нибудь станет возможным, существующее социальное неравенство может дать невиданное до сих пор превосходство правящих кругов, которые увековечат свою власть и влияние, тогда как обычным людям будет предлагаться апгрейт ограничивающий свободу действий невозможностью нарушить установленные правящим классом законы.

Уже сейчас цифровые технологии позволяют более эффективно следить за человеком и предотвращать любые нежелательные с точки зрения властей действия. Конечно, глупо винить в этом сам технический прогресс, как это делают, например, религиозные фундаменталисты, тем не менее любое преимущество попавшее не в те руки может стать серьезной угрозой для общества.

Комментарии

  1. Анонимный10/03/2019

    Вопросы как раз по теме.
    1 Как автор относится к технократии ?
    2 Можем ли мы использовать некоторые принципы технократии и трансгуманизма для построения коомунистического общества ?
    3 Как автор относится к технокоммунизму ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Отрицательно. Во-первых деление людей на специалистов и не специалистов чревато расслоением общества, тогда как задача нового строя обеспечить ликвидацию различий между людьми умственного и физического труда. Во-вторых знание как сделать, не обеспечивает ответа на вопрос, что сделать. Можно эффективно истреблять людей - научная задача состоит лишь в вопросе насколько эффективно это будет..

      2. Несомненно, что некоторые принципы могут быть использованы, но в целом нужно осторожно подходить к данным идеям.

      3. Рациональное зерно технокоммунизма - собственно коммунизм. Приставка тех ничего нового не дает, так как коммунизм предполагает невиданный технический прогресс и внедрение его во все сферы жизни. Касательно, того что противоречит коммунизму, например, отрицание революции, то это ошибка.

      Удалить
  2. Анонимный10/04/2019

    Сверхчоловiк - канат в серединi мiж людиною i машиною
    я не машина, я тільки вчуся

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий