К основному контенту

Материалистическая диалектика. Часть 5: концепции диалектики

В этой части я буду размышлять о всех тех значениях, которые обычно приписывается диалектике с целью выяснения вопроса, что же диалектика, собственно, такое..

1. Одним из распространенных способов понимания диалектики заключается в том, что она есть методом выведения всеобщих категорий мышления, то есть по-сути гегелевская концепция диалектики. Эту концепцию активно продвигают сторонники професора Попова.

Следует заметить, что Маркс критиковал данное понимание, да и не совсем понятно в чем смысл голого структурирования содержания категорий (цитату из Маркса я уже приводил в предыдущей части, даю выдержку из нее: Он воображает, что строит мир посредством движения мысли; между тем как в действительности он лишь систематически перестраивает и располагает, согласно своему абсолютному методу, те мысли, которые имеются в голове у всех людей.)

Или еще можно привести слова Энгельса:

У Гегеля диалектика есть саморазвитие понятия. Абсолютное понятие не только существует — неизвестно где, — от века, но и составляет истинную, животворящую душу всего существующего мира… Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, т. е. причинная связь того поступательного движения, которое, сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги, пробивается от низшего к высшему, — это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но, во всяком случае, совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, что человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе — до сих пор большей частью и в человеческой истории — они пролагают себе дорогу бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира.

 Вместе с этим гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове… Тем самым революционная сторона гегелевской философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических обшивок, которые у Гегеля затрудняли её последовательное проведение

Материалистическая диалектика не занимается выведением, она находит диалектическое содержание в исторической последовательности самодвижения природы, т.е. активная роль отдается самой объективной реальности, закономерностям мира, а не разуму и его законам (логике).

Перетекание категорий гегелевской диалектики происходит вне времени, они суть чистые абстракции, их движение, поэтому, не отражает той сути о которой говорил Маркс - революционной составляющей изменяющей само содержание реальности. Иными словами диалектика Маркса была о сущности объективного мира как изменяющегося, то есть диалектика состоит не в раскрытии содержания моментов логических категорий, а в обнаружение законов самодвижения мира.

[Примечание:] Поскольку разум и его категории суть отражение объективного содержания, то в них, конечно, может обнаруживаться та же диалектическая связь, поэтому нельзя сказать, что выведения Гегеля вообще лишены смысла, тем не менее абсолютизация данного метода ведет к идеализму и ошибкам.

2. Другое понимание диалектики связано с противопоставлением ее и метафизики. Под метафизикой подразумевается отвлеченный, абстрактный способ мышления, оторванный от действительности, то есть односторонний отвлеченный от полноты содержания взгляд на вещи.

Здесь диалектика противопоставляется двояко: как способ мышления и как сущность самого мира. Первое понятно: диалектика есть мышление без отрыва от конкретного содержания - она не разделяет мысли как метафизика и не рассматривает их в виде независимых понятий, а вместо этого видит их единство и взаимозависимость.. Второе противопоставление касается понимание мира как динамической развивающейся системы - мир как процесс, а не метафизический мир застывших субстанций вступающих лишь во внешние отношения..

Этот вопрос касается также преодоления философии в том смысле в котором философия отождествлялась с метафизикой. Диалектика как бы снимает всю прежнюю философии, все ее системы пытающиеся дать единственно правильное объяснение всему и учит нас, что сама подобная попытка противоречит сущности мира, так как мир есть вечное становление, а не рас и навсегда данное положение вещей.

3. Еще одно характерное понимание диалектики состоит в изложении ее так называемых общих "законов":
  • принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;
  • принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.
  • закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность;
  • закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;
  • закон отрицания отрицания.
Данное понимание вообще характерно для всей советской философии, хотя отдельные ее представители (например, Ильенков) пытались глубже смотреть в сущность учения. Главной проблемой данного подходя есть то, что вместо единого цельного содержания диалектика механистически делится на некие "законы" отражающие ее суть.

4. Искусство спора и обретения истины. Это древнее понимание диалектики часто неверно трактуют: во-первых как некий принцип риторики, во-вторых как сугубо субъективный способ достижения истины путем синтеза противоположных мнений и суждений.

Прежде всего диалектика не является одним из риторических приемов, поскольку ее целью есть установление истины, а не победа в споре, но она также не есть лишь попыткой отразить некое содержание как две противоположных точки зрения. Диалектика, как разъяснено еще Гегелем, в столкновении мнений обнаруживала реальное объективное противоречие, а не просто различный способ взглянуть на одни и те же вещи. Мнения здесь, поэтому, отражали две стороны единого целого, а не просто позиции спорщиков посредством которых  эти стороны были показаны древними философами.

P.S. Возможно здесь не все концепции понимания диалектики? Но я точно описал самые известные и распространенные. Думаю, что в следующей части я рассмотрю проблемы с которыми я сталкиваюсь в своей попытке изложить материалистическую диалектику.


Комментарии

  1. 1. Можно привести другой но схожий пример с научными открытиями когда при прошествии многолетнего труда вас опережает другй коллега-конкурент и именно он доказывает например теорему Ферма, в то время как у вас ПОЧТИ готово,

    2. Материалист - это юридическое лицо. Вы им управляете и если у вас будут сотни тысяч и миллионы подписчиков как у злощастного Андрея то соответственно у вас будет влияние и не важно что вы серый кардинал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Возможно определенная доля конкуренции между людьми есть всегда. Но в данном случае я не вижу негатива - даже если меня кто-то опередит я буду одним из первых кто это понял, ведь другим людям приходится еще изучать труд и не факт, что они поймут. Кроме того глупость редко приходит в тождественном виде сразу в две головы, поэтому можно будет сравнить суждения коллеги и еще больше утвердится в своей правоте.

      2. Борьба за влияние? Дело в том, что когда человек ставит приоритетом влияние, то утрачивается значение истины, ибо люди ищут лишь оправдания своим взглядам, следовательно, чтобы подмазаться мне необходимо было бы давить на эти чувства - ностальгию по СССР, например и т.д., но будучи отстраненным от мнения других я имею возможность излагать собственные мыли в чистом виде, то есть не прикрытие пеленою общественного одобрения..

      Удалить
  2. Анонимный10/07/2019

    https://www.youtube.com/watch?v=j4VL9P8Yoms& Що скажете?

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный10/07/2019

    Скільки годин на день приділяти вивченню книг марксизму щоб вийти на ваш теперiшнiй рівень розуміння марксизму? Які книги читати?
    Несамовиті душещіпающі питання

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный10/07/2019

      (щоб саме швидко вийти на ваш рівень)

      Удалить
    2. Какой конкурентноспособный собственник канала, неприемлюющий коммунистические идеалы, станет давать советы по достижению такого теоретического уровня на своей нише, чтобы у него появилась возможность воспроизводить контент и увеличить вероятность скопить на порядки большее количество подписотов? Хватает у нас уже Вестников Дури и докторов Поповых.

      Удалить
  4. Анонимный10/07/2019

    Я переглянув ваші матеріали і зрозумів їх. Я розумію також як і ви що потрібно робити на кожному етопi революції і що бога немає. Навіщо мені читати 100 томів класиків і надвеличезну кількість соченения маси інших марксистів теоретиків представлених в гуртку Енгльс? ! ?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий