В этой части я буду размышлять о всех тех значениях, которые обычно приписывается диалектике с целью выяснения вопроса, что же диалектика, собственно, такое..
1. Одним из распространенных способов понимания диалектики заключается в том, что она есть методом выведения всеобщих категорий мышления, то есть по-сути гегелевская концепция диалектики. Эту концепцию активно продвигают сторонники професора Попова.
Следует заметить, что Маркс критиковал данное понимание, да и не совсем понятно в чем смысл голого структурирования содержания категорий (цитату из Маркса я уже приводил в предыдущей части, даю выдержку из нее: Он воображает, что строит мир посредством движения мысли; между тем как в действительности он лишь систематически перестраивает и располагает, согласно своему абсолютному методу, те мысли, которые имеются в голове у всех людей.)
Или еще можно привести слова Энгельса:
У Гегеля диалектика есть саморазвитие понятия. Абсолютное понятие не только существует — неизвестно где, — от века, но и составляет истинную, животворящую душу всего существующего мира… Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, т. е. причинная связь того поступательного движения, которое, сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги, пробивается от низшего к высшему, — это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но, во всяком случае, совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, что человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе — до сих пор большей частью и в человеческой истории — они пролагают себе дорогу бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира.
Вместе с этим гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове… Тем самым революционная сторона гегелевской философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических обшивок, которые у Гегеля затрудняли её последовательное проведение
Материалистическая диалектика не занимается выведением, она находит диалектическое содержание в исторической последовательности самодвижения природы, т.е. активная роль отдается самой объективной реальности, закономерностям мира, а не разуму и его законам (логике).
Перетекание категорий гегелевской диалектики происходит вне времени, они суть чистые абстракции, их движение, поэтому, не отражает той сути о которой говорил Маркс - революционной составляющей изменяющей само содержание реальности. Иными словами диалектика Маркса была о сущности объективного мира как изменяющегося, то есть диалектика состоит не в раскрытии содержания моментов логических категорий, а в обнаружение законов самодвижения мира.
[Примечание:] Поскольку разум и его категории суть отражение объективного содержания, то в них, конечно, может обнаруживаться та же диалектическая связь, поэтому нельзя сказать, что выведения Гегеля вообще лишены смысла, тем не менее абсолютизация данного метода ведет к идеализму и ошибкам.
2. Другое понимание диалектики связано с противопоставлением ее и метафизики. Под метафизикой подразумевается отвлеченный, абстрактный способ мышления, оторванный от действительности, то есть односторонний отвлеченный от полноты содержания взгляд на вещи.
Здесь диалектика противопоставляется двояко: как способ мышления и как сущность самого мира. Первое понятно: диалектика есть мышление без отрыва от конкретного содержания - она не разделяет мысли как метафизика и не рассматривает их в виде независимых понятий, а вместо этого видит их единство и взаимозависимость.. Второе противопоставление касается понимание мира как динамической развивающейся системы - мир как процесс, а не метафизический мир застывших субстанций вступающих лишь во внешние отношения..
Этот вопрос касается также преодоления философии в том смысле в котором философия отождествлялась с метафизикой. Диалектика как бы снимает всю прежнюю философии, все ее системы пытающиеся дать единственно правильное объяснение всему и учит нас, что сама подобная попытка противоречит сущности мира, так как мир есть вечное становление, а не рас и навсегда данное положение вещей.
3. Еще одно характерное понимание диалектики состоит в изложении ее так называемых общих "законов":
- принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;
- принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.
- закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность;
- закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;
- закон отрицания отрицания.
Данное понимание вообще характерно для всей советской философии, хотя отдельные ее представители (например, Ильенков) пытались глубже смотреть в сущность учения. Главной проблемой данного подходя есть то, что вместо единого цельного содержания диалектика механистически делится на некие "законы" отражающие ее суть.
4. Искусство спора и обретения истины. Это древнее понимание диалектики часто неверно трактуют: во-первых как некий принцип риторики, во-вторых как сугубо субъективный способ достижения истины путем синтеза противоположных мнений и суждений.
Прежде всего диалектика не является одним из риторических приемов, поскольку ее целью есть установление истины, а не победа в споре, но она также не есть лишь попыткой отразить некое содержание как две противоположных точки зрения. Диалектика, как разъяснено еще Гегелем, в столкновении мнений обнаруживала реальное объективное противоречие, а не просто различный способ взглянуть на одни и те же вещи. Мнения здесь, поэтому, отражали две стороны единого целого, а не просто позиции спорщиков посредством которых эти стороны были показаны древними философами.
P.S. Возможно здесь не все концепции понимания диалектики? Но я точно описал самые известные и распространенные. Думаю, что в следующей части я рассмотрю проблемы с которыми я сталкиваюсь в своей попытке изложить материалистическую диалектику.
Прежде всего диалектика не является одним из риторических приемов, поскольку ее целью есть установление истины, а не победа в споре, но она также не есть лишь попыткой отразить некое содержание как две противоположных точки зрения. Диалектика, как разъяснено еще Гегелем, в столкновении мнений обнаруживала реальное объективное противоречие, а не просто различный способ взглянуть на одни и те же вещи. Мнения здесь, поэтому, отражали две стороны единого целого, а не просто позиции спорщиков посредством которых эти стороны были показаны древними философами.
P.S. Возможно здесь не все концепции понимания диалектики? Но я точно описал самые известные и распространенные. Думаю, что в следующей части я рассмотрю проблемы с которыми я сталкиваюсь в своей попытке изложить материалистическую диалектику.
1. Можно привести другой но схожий пример с научными открытиями когда при прошествии многолетнего труда вас опережает другй коллега-конкурент и именно он доказывает например теорему Ферма, в то время как у вас ПОЧТИ готово,
ОтветитьУдалить2. Материалист - это юридическое лицо. Вы им управляете и если у вас будут сотни тысяч и миллионы подписчиков как у злощастного Андрея то соответственно у вас будет влияние и не важно что вы серый кардинал.
1. Возможно определенная доля конкуренции между людьми есть всегда. Но в данном случае я не вижу негатива - даже если меня кто-то опередит я буду одним из первых кто это понял, ведь другим людям приходится еще изучать труд и не факт, что они поймут. Кроме того глупость редко приходит в тождественном виде сразу в две головы, поэтому можно будет сравнить суждения коллеги и еще больше утвердится в своей правоте.
Удалить2. Борьба за влияние? Дело в том, что когда человек ставит приоритетом влияние, то утрачивается значение истины, ибо люди ищут лишь оправдания своим взглядам, следовательно, чтобы подмазаться мне необходимо было бы давить на эти чувства - ностальгию по СССР, например и т.д., но будучи отстраненным от мнения других я имею возможность излагать собственные мыли в чистом виде, то есть не прикрытие пеленою общественного одобрения..
https://www.youtube.com/watch?v=j4VL9P8Yoms& Що скажете?
ОтветитьУдалитьСкільки годин на день приділяти вивченню книг марксизму щоб вийти на ваш теперiшнiй рівень розуміння марксизму? Які книги читати?
ОтветитьУдалитьНесамовиті душещіпающі питання
(щоб саме швидко вийти на ваш рівень)
УдалитьКакой конкурентноспособный собственник канала, неприемлюющий коммунистические идеалы, станет давать советы по достижению такого теоретического уровня на своей нише, чтобы у него появилась возможность воспроизводить контент и увеличить вероятность скопить на порядки большее количество подписотов? Хватает у нас уже Вестников Дури и докторов Поповых.
УдалитьЯ переглянув ваші матеріали і зрозумів їх. Я розумію також як і ви що потрібно робити на кожному етопi революції і що бога немає. Навіщо мені читати 100 томів класиків і надвеличезну кількість соченения маси інших марксистів теоретиків представлених в гуртку Енгльс? ! ?
ОтветитьУдалитьДля того щоб знати більше за мене.
Удалить