Время еще одной части моего исследования материалистической диалектики. Напомню, что я делюсь с вами своими черновиками, поэтому не следует думать, что я буду обращать внимание к придиркам касательно последовательности изложения и содержания, если таковые, конечно, у кого-то возникнут. Тем не менее здесь будет намного больше полезного, чем в кружках изучения диалектики, которые часами переливают из пустого в порожнее рассуждая о том как правильно использовать спекулятивный гегелевский метод выведения понятий..
1. Категории диалектики отражают суть самого метода, то есть внутреннего самодвижение содержания изучаемого предмета. Эти категории можно обнаружить при каждом новом диалектическом самодвижении понятий и они составляют содержание и суть диалектики как учения о единстве противоположностей.
1. Категории диалектики отражают суть самого метода, то есть внутреннего самодвижение содержания изучаемого предмета. Эти категории можно обнаружить при каждом новом диалектическом самодвижении понятий и они составляют содержание и суть диалектики как учения о единстве противоположностей.
2. Метод которым мы будем изучать диалектику соответствует самому определению метода (как бы тавтологично это не звучало), то есть мы будет рассматривать самодвижение содержания категорий гегелевской диалектики извлекая из него то существенное, которое и есть непосредственно диалектикой, вместо того, чтобы заучивать все выведение категорий "Науки логики" как это делают другие кружки изучения диалектики.
3. Хорошо, что в этом трудном деле мы будем не одни, так как воспользуемся помощью друга, который также неплохо знаком с диалектикой - Карла Маркса, описавшего диалектический метод Гегеля в труде "Нищета философии":
Итак, что же такое этот абсолютный метод? Абстракция движения. Что такое абстракция движения? Движение в абстрактном виде. Что такое движение в абстрактном виде? Чисто логическая формула движения или движение чистого разума. В чём состоит движение чистого разума? В том, что он полагает себя, противополагает себя самому себе и сочетается с самим собой, в том, что он формулирует себя как тезис, антитезис и синтез, или ещё в том, что он себя утверждает, себя отрицает и отрицает своё отрицание.
Каким образом разум делает так, что он себя утверждает или полагает в виде той или другой определённой категории? Это уж дело самого разума и его апологетов.
Но раз он достиг того, что положил себя как тезис, то этот тезис, эта мысль, противополагаясь сама себе, раздваивается на две мысли, противоречащие одна другой, — на положительное и отрицательное, на «да» и «нет». Борьба этих двух заключённых в антитезисе антагонистических элементов образует диалектическое движение. «Да» превращается в «нет», «нет» превращается в «да», «да» становится одновременно и «да» и «нет», «нет» становится одновременно и «нет» и «да». Таким путём противоположности взаимно уравновешиваются, нейтрализуют и парализуют друг друга. Слияние этих двух мыслей, противоречащих одна другой, образует новую мысль — их синтез. Эта новая мысль опять раздваивается на две противоречащие друг другу мысли, которые, в свою очередь, сливаются в новый синтез. Этот процесс рождения создаёт группу мыслей. Группа мыслей подчиняется тому же диалектическому движению, как и простая категория, и имеет в качестве своего антитезиса другую, противоречащую ей группу. Из этих двух групп мыслей рождается новая группа мыслей — их синтез.
Как из диалектического движения простых категорий рождается группа, так из диалектического движения групп возникает ряд, а диалектическое движение рядов порождает всю систему в целом.
4. Итак, движение простых категорий у Гегеля начинается с рассмотрения чистого бытия. На этом начальном этапе мы сталкиваемся с первой категорией диалектики - тезисом. Тезис - момент утверждения в целом. Он служит отправным и конечным пунктом всякого мышления, ибо начало по Гегелю есть неразвитый конец. Тезис в сущности не стабилен и противоречив - разум не позволяет нам остановится на нем, поскольку определение тезиса таково, что отрицает само себя: чистое бытие есть, но оно столь неразличимо, что суть то же, что и чистое ничто..
5. Вторая категория, как несложно догадаться - антитезис. Антитезисом называют момент отрицания в целом. Отрицание необходимо для того, чтобы отойти от ущербности одностороннего рассмотрения и увидеть, что называется, другую сторону медали. Антитезис также не стабилен и противоречив, так как в нем мы обнаруживаем тезис как необходимый момент его самого - утверждение в отрицании: чистое ничто суть неразличимость, но она есть, следовательно суть то же что и чистое бытие..
4. Итак, движение простых категорий у Гегеля начинается с рассмотрения чистого бытия. На этом начальном этапе мы сталкиваемся с первой категорией диалектики - тезисом. Тезис - момент утверждения в целом. Он служит отправным и конечным пунктом всякого мышления, ибо начало по Гегелю есть неразвитый конец. Тезис в сущности не стабилен и противоречив - разум не позволяет нам остановится на нем, поскольку определение тезиса таково, что отрицает само себя: чистое бытие есть, но оно столь неразличимо, что суть то же, что и чистое ничто..
5. Вторая категория, как несложно догадаться - антитезис. Антитезисом называют момент отрицания в целом. Отрицание необходимо для того, чтобы отойти от ущербности одностороннего рассмотрения и увидеть, что называется, другую сторону медали. Антитезис также не стабилен и противоречив, так как в нем мы обнаруживаем тезис как необходимый момент его самого - утверждение в отрицании: чистое ничто суть неразличимость, но она есть, следовательно суть то же что и чистое бытие..
6. Третья категория - синтез. Синтезом называют момент единства противоположностей. В синтезе противоречие тезиса и антитезиса снимается и категория впервые обретает относительно стабильное определение: чистое бытие и чистое ничто одновременно отрицают и полагают друг друга - каждое суть то же, что их противоположность, но, вместе с тем, нечто несовместимое с ней.
Переход чистого бытия в чистое ничто есть момент исчезновения, а чистого ничто в бытие момент возникновения. В общем-то когда мы говорили, что чистое бытие и чистое ничто есть тезис и антитезис, то это было не совсем корректно, так как тезис суть скорее переход чистого бытия в чистое ничто, то есть исчезновение, а антитезис - возникновение соответственно. Оба момента не смотря на взаимное отрицание имеют свою истину в едином для обеих содержании - категории становления, которая является поэтому их синтезом.
7. Момент - особая категория диалектики, которая не имеет отношения к делимости времени. Момент суть имманентная часть целого, рассматриваемая в отрыве от него благодаря мысленному анализу. Рассмотрение моментов помогает понять целое благодаря анализу его частей, разбирания его на составляющие (но не в механистическом смысл, конечно).
8. Снятие - отрицание с удержанием. В диалектике ничто не утверждается без отрицания и не отрицается без утверждения. Переходя от меньшего содержания к большему (конкретизируя мысль) мы не выбрасываем то что было позади, все свои прошлые мысли, то есть не отрицаем все моменты предшествующего анализа абсолютно, но отрицаем их лишь как преодоленные - снятые, то есть такие, смысл которых утрачен в их самостоятельной, независимой от целого форме.
9. Дальнейшее движение категорий повторяется по тому же принципу, поэтому рассмотрение диалектики как метода может быть завершен уже на этапе категории становления. Из этого не следует, что рассмотрение всех категорий и содержания диалектики на этом завершено, но основная суть метода обнаруживается уже здесь и, следовательно, является достаточной для описания диалектики в общих чертах.
P.S. В следующей части я буду пытаться проделать тот же анализ на примере диалектики Маркса в "Капитале", так как там она уже дана в том виде в котором мы ее исследуем, то есть именно как материалистическая диалектика.
О сколько нам революций чудных, Готовит просвещенность дух
ОтветитьУдалитьИ 20 век, сын ошибок трудных, И закономернсть, парадоксов друг,
Здравствуйте, уважаемый материалист.
ОтветитьУдалитьОзнакомился здесь в блоге с вашим творчеством.
Очень круто, спасибо.
Есть пара вопросов:
1. Вы говорите - время есть абстракция изменения.
Можно ли понимать время, как отношение скорости или интенсивности протекания одних процессов к другим.
2. Что вы можете сказать о "Диалектическом материализме" Мориса Корнфорта?
Здравствуйте.
Удалить1. Нет. Скорость связана с пространством-временем, а время как таковое суть лишь изменение.
2. Благодарю за рекомендацию интересного автора. Я не читал, но обязательно ознакомлюсь.
Хочу сказать, что нашел много полезного в данной работе Мориса Корнфорта и это все благодаря Вашей рекомендации.
УдалитьЧи можете порадити кілька книг для сучасного читача щоб охопити всі розділи марксизму для розуміння, і при цьому швидко?
ОтветитьУдалитьЧитайте все.
УдалитьНа все часу не достатньо. Можете порекомендувати максимально меншу кiлькiсть книг от простого до складного щоб освоiти теорiю
Удалить"Капитал" том I , "Немецкая идеология" , "Материализм и эмпириокритицизм" ,"Происхождение семьи ,частной собственности и государства " "Государство и революция" " Что делать ?" .
УдалитьЭто самый краткий список который я нашёл .
Дуже слабо представлена дiалектика, фiлософiя. Одним Матерiялiзмом и Эмпр-цзмом ситим не будеш.
Удалить"Анти-Дюринг" , "Диалектика природы" , "Святое семейство",
Удалить"Диалектическая логика - Очерки истории и теории"
Гаразд. Цього замало. Мені потрібен список книг який допоможе з нуля досягти такого рівня знань як у матеріаліста. Не менше
Удалитьhttps://m.vk.com/@derengels-literatura
УдалитьСписок на 2 роки? Лаконічності немає! Не розумію чому так люблять ці енгельсовці все ускладнювати.
Удалитьhttps://m.youtube.com/watch?v=uHS6q8YG1mM
ОтветитьУдалитьЧто можете ответить ?
Давно хотела сказать - пришло время открыть плейлист с разгромной критикой раскрученных правых!
УдалитьНе стоит . У нас уже есть канал Даниила Григорьева , с разбороми правых (в том числе и самого Ежи Сармата ) . Материалисту стоит сосредоточится на ликвидации политической безграмотности среди левых и продолжить работу над книгой. Само видео Ежи я выложил только потому что это относится непосредственно к теории , в которой Материалист компетентен .
УдалитьВот сам канал с разборами правых
https://m.youtube.com/user/agvares
Я уже думала над этим и общалась с знакомыми средикоторых есть очень серьезные специалисты. Не буду вдаваться в килотонные по численности его недостатки - достаточно указать что никто из инакомыслящих не будет тратить 3 часа на разбор тем. Талант материалиста именно в лаконичности. Такие темы должны быть сжаты по крайней мере в 20 минут.
УдалитьВот мне весной парень присылал нормальные примеры критики справа https://www.youtube.com/channel/UCprXm6I8qIRkllnCX_MnDyQ/videos Зацените
УдалитьКстати верно , видео или статья ( наподобие этого видео https://m.youtube.com/watch?v=FxC9b0250h4 ) где собрана критика правых относящейся именно к теории ( наподобие критики Поппера диалектики или калькалюционного аргумента ) и на которую будет дан достойный ответ , будет очень кстати .
Удалить1 С void кстати не все так хорошо , где то видел разбор его видео ( не помню кто разбирал и какое именно видео, но получилось его легко слить ) , к тому же его критика касается в основном именно левых блогеров и их "зашкваров"(такая себе критика как по мне )
Удалить2 не буду вдаваться в килотонны минусов , но хочу знать какой они направленности : сам материал или его подача ? ( а может и то и то ?)
Касательно критики Сармата:
УдалитьФакторы материального поощрения при капитализме притянуты за уши. Нет такого, что чем больше и усерднее человек трудится тем выше его положение в обществе. На деле при капитализме есть всеобщее товарное производство, где рабочая сила такой же товар, то есть регламентирована спросом и предложением.
При социализме фактор вознаграждения за труд остается, только вместо деления на "труд для ущербных" и "нормальная работа", царит принцип: "все профессии нужны, все профессии важны", то есть каждый человек обеспечен базовыми вещами и может быть дополнительно вознагражден за свои старания..
По мере развития планирования и исчезания границы между умственным и физическим трудом, факторы поощрения будут все больше похожи на мотивацию человека в обыденной жизни - как у хорошего хозяина всегда порядок в доме и делах, так у хозяев общества будет упорядовачится социальная жизнь.
Я впевнений що один кілотонн мінус - розтягнутість у часі відео. Потрібно робити по пацанськи - лаконiчно але точно і головне залучати фахівців - - так говорить народна мудрість марксової батьківщини https://materialist01.blogspot.com/2019/10/2.html?showComment=1570023680122#c3153331705702504060
УдалитьЗ матеріаліста розбір Екзистенціального
Не помню какие именно минусы, килотонность и правда преувеличение . Общее отношение к нему хорошее если не считать растянутость видео на почти половину 8-часового рабочего дня. Тут львиная доля левых откажется тратить столько времени на такое а приверженцев правых придется накачивать транквилизаторами привязывать к батареям для просмотра.
УдалитьПредставьте - вы просыпаетесь 12 марта 1985 года в теле вчера избранного генсека Горбачева. Ваши общие действия?
ОтветитьУдалитьВот только попаданцев нам не хватало ...
УдалитьУже прошло треть столетия и вскрыта вся историческая обстановка. Если вы с точностью знаете закономерности в истории то вы можете с точностью понимать что произойдет или тех или иных действиях. Мне интересно что ответит автор
УдалитьЯ думаю это следует воспринимать так: что следовало бы сделать генсеку в 1985 году если он стоял бы на коммунистических позициях:
Удалить1. Новая информационная политика. Не отрицать все западное, а возглавить антисоветские тенденции, обратить их против себя: формула "не можеш победить - возглавь".
2. Усиление спецслужб, все силы в информационную борьбу. Борьба не только за умы внутри страны, но и за умы вне ее. Цель: победа в холодной войне, поддержка движения трудящих по всему миру.
3. Чистка партийных рядов, ликвидация оппортунистических и ревизионистских элементов.
4. Возвращение диктатуры пролетариата - выборы по производственным, а не территориальным единицам. Возможность отзыва депутатов.
5. Автоматизация планирования, развитие информационных технологий, уменьшение количества чиновников и партократов.
6. Развитие легкой промышленности и борьба с дефицитом продуктов массового потребления.
7. Подготовка к войне с империалистами, усиление границ и особенно зон влияния ГДР и т.д.
8. Нормализация отношений с Китаем, развитие дипломатии с целью более тесного сближения стран соц блока, подготовка единого фронта.
...
Я надеюсь Вы понимаете, что все это фантазерство =) Сомнительно, что один человек, даже генсек, смог бы провернуть нечто подобное. Общественные процессы объективны и имеют свои закономерности движения, так что для изменения ситуации должны быть предпосылки в самом обществе..
Почему тогда были кардинальные фатальные сдвиги в формациях супердержав после единичных смертей таких генсеков как Сталин или Мао?
УдалитьЭто лишь обрыв постепенности, но тенденция была уже при Сталине. Конечно, человек может многое, но он все ровно ограничен. Реальный субъект истории общество, а не индивид.
УдалитьКакая тенденция была при Сталине и как проявлялась? Была тенденция лишь на строительство коммунизма я вам скажу.
УдалитьВопрос некоторым подписчикам - какая ценность у этой сказки что вы так ее часто приводите? Укажите хоть один плюс этого повествования про обосранного крота https://materialist01.blogspot.com/2019/10/2.html?showComment=1570023680122#c3153331705702504060
ОтветитьУдалитьЕсли материалист сочтет верными ваши аргумет с перечислением хотя бы одного нормального достоинства то например комментарий украинца чуть выше не будет удален, а если нет то информационный мусор будет вычещен\
Давайте порассуждаем и разберем топ-10 плюсов:
Удалить1. Огромный юмористический плюс - так как у Гоблина по его признанию при ответах на вопросы ушло очень большое количество попыток снять обзор с серьезным лицом (а у него опыт серьезной но юмористической озвучки килотонн фильмов).
2. Огромный медицинский плюс - оказано что нужно выплескивать свои негативные эмоции в ПОЛНОМ соответствии с рекомендациями ВОЗ касательно борьбы и профилактики очень опасных психосаматических заболеваний.
3. По выражению авторов и литературных критиков - сказка помагает разобраться в экзистенциальных вопросах. По их мнению это и есть главное достоинство и я хотел понять у материалиста что это такое.
4. Книга и мультильм учат упорству и силе воли - какая бы трудная задача не была бы поставлена даже если ты слепой, никогда не был на поверхности и крохотный относительно всех других источников опасности - надо всегда идти вперед.
5. Книга и мультфильм учат что надо вести научно-исследовательскую деятельность (какая бы запутанная проблема не была) и когда изучишь вопрос полностью да еще привлечешь специалистов (а кадры также решают всё) - то тогда не можно сомневаться в верности решения задачи.
6. Книга и мультфильм учат справедливости - если тебя обидели, забрали например право на отпуск и задерживают зарплату - надо сделать тоже самое обидчику - устроить забастовку и лишить буржуа-обидчика продуктов труда. Экономическая борьба за 2 минуты. Кроме того читатели будут знать что в случае если они напакостят даже самому маленькому - их очень вероятно ждет возмездие и количество преступлений на 100 тыс. чел. упадет.
7. Антирелигиозное действие - в немецком лютеранстве и западноевропейском католицизме (где шли массовые тиражи этой сказки и трансляция по TV мультфильма) детей учат подставлять вторую щеку и не в коем случае не восстанавливать справедливость материально - а здесь наоборот. Как раз против этой сказки в этим смысле выступали ихние попы церкви.
8. Учитывая все приведенные плюсы и увлекательность - прививается любовь детей к народным сказкам. Не зря этот бестселлер издавался массированными тиражами по Европе - значит привлек интерес к литературе у подрастающего поколения.
9. Мультфильм как и сказка - повторяют традиции материалиста относительно лаконичности - 4 минуты на раскрытие всех приведенных плюсов и сюжета. Именно поэтому плюсы столь эффективны - сказка не успевает детям надоесть.
Десятый плюс не привел специально - подумайте сами какой плюс, а он есть и задача творческая.
КАЖДЫЙ из этих плюсов в отдельности дает право на существование этого нетривиального бествеллера.
Вот это забавно)) И не прикопаешься. Я тут вспомнила текст Workes of all unite! о пользе литературы и решила вставить это десятым но главным пунктом:
Удалить10. Я так же относился, но художественная литература (как и любое искусство) это венец человеческой деятельности, её излишек и «сливки». Приобщение к ней это наслаждение высокого порядка, плюс это развитие речи и часто хорошее подспорье для понимания эпохи, если речь о масштабных произведениях как «Война и мир» или «Тихий дон». Документалистика увы туго дает понимание атмосферы времени, но ее важно понимать.