К основному контенту

Почему философия не наука?

Вы наверняка знаете, что существует спор о том, можно ли считать философию наукой, но обычно суть такого спора сводится к вопросу, является ли философия столь же полезной для человеческого познания как наука либо же к вопросу о полезности самой науки, которая также ставится под сомнение.


Я предлагаю отойти от данной дихотомии, рассмотрев вопрос под другим углом - почему философия не будучи наукой остается передовой областью человеческой культуры на ряду с ней?

Само понимание того, что собственно такое наука и философия всегда было различным - в зависимости от эпохи и развития культуры человеческого сообщества.

Было время когда философы занимались тем, что сейчас называют научными дисциплинами, а сама наука считалась ничем иным как разделом философии. Сегодня же вопрос ставится по другому - является ли философия наукой, то есть под наукой теперь понимают более широкое понятие, а под философией более узкое которое должно сводится к нему.

Понятие науки часто используется как синоним слову "учится", то есть получать образование, обретать знания и тому подобное. Но возможно ли научится философии подобно тому, как, например, мы изучаем математику в школе?

Само преподавание философии зачастую связано с изложением идей того или иного философа, той или иной философской школы, но невозможно представить преподавание философии в строго формализованном ключе как это происходит с научными дисциплинами.

Иногда в подобных рассуждениях предполагают, что науки делятся на точные и не точные, но та же литература в общем есть достаточно точной дисциплиной, поскольку имеет строгое деление жанров и стилей, обладает всемирно принятым категориальным аппаратом позволяющим разобрать любое литературное произведение до "атомов" - базовых частей языка, а с другой стороны науки называемые точными далеко не лишены творчества, ибо в противном случае мы не наблюдали бы их развития.

Если в науке существует мировое сообщество в рамках которого практикуются одинаковые критерии и методы проверки научных суждений, то в философии каждый мыслитель может представлять собственную независимую систему взглядов, подходов и критических оценок, успешность которых определяется лишь индексом цитирования и общественной потребностью.

Что же получается - философия есть нечто вроде религии, ведь она не имеет независимого критерия проверки своих суждений? Обычно подобным образом рассуждают позитивисты, отрицающие философскую способность в постижении истины и возлагающие все свои надежды исключительно на науку, тем не менее в отличии от религии философия рациональна и критична, то есть покоится на тех же основаниях, что и наука.

Если философия подобно науке требует обоснованных суждений и покоится на доказательной базе, то почему в рамках философии невозможно создать нечто вроде научного сообщества, которое будет проверять то или иное учение посредством строго сформулированных критериев? Ответ на этот вопрос как раз дает понимание того, почему философия не должна быть наукой и почему она крайне важна для человеческого познания.

Философия есть своего рода свобода мысли, которая не ограничена какими-либо начальными постулатами, аксиомами или догмами, а также узкой областью познания в виде конкретного предмета изучения за рамки которого невозможно выйти.

Так, в том, что философия не может найти свой предмет, обычно видят проблему самой философии, но мало кто задумывался о том, что данное обстоятельство наоборот является ее достоинством, поскольку под философией подразумевается способ рационального мышления и критический подход как таковой, а не некие формальные критерии оценки определенного узкого круга знаний.

Специфика философии в отличии от науки состоит в том, что она касается предельно общих категорий мышления, то есть является рефлексией или мышлением о мышлении, ее основная задача - раскрыть некий вопрос со стороны самого мышления, узнать правильно ли вообще мы мыслим, верно ли определяем критерии, подходы и предмет изучения как таковой.

Таким образом все попытки определить предмет философии и формализировать ее метод ведут к умалению значения самой философии как независимого мышления, которое необходимо как раз для того чтобы выходить за существующие формальные рамки познания.

Наука же есть система знаний о мире в его конкретных проявлениях - она представляет собою набор практических методов и концепций, а также критериев проверки знаний обеспечивающих изучение предмета в его известных проявлениях и отношениях.

Таким образом, главным отличием научного метода от философии является строго формальная структура мышления, обеспечивающая познания в рамках действующей практики, то есть в рамках текущего понимания вещей сформированного на основании проверенных временем способов установления истины.

Если говорить упрощенно, то наука добывает факты, а философия помогает их осмыслить - наука направлена на критерии правильной добычи фактов, а философия на критерии мышления, в которых эти факты отражены.

Конечно, под философией можно понимать науку в широком смысле - как систему рационального знания, критической оценки информации и т.д., но задачей этого ролика было показать в чем, собственно, главное отличие философии от остальных рациональных дисциплин и систем знания, а также почему важно понимать эту разницу.


Комментарии

  1. Анонимный8/03/2019

    А Workes of all unite каже, що квас і кефір в кінських дозах це алкоголь і отже наркотик.
    А сало це наркотик? Воно вкрай шкідливо так як містить тільки жир і в той же час викликає залежність - я(як і ціла Угорщина і Україна) не можу зупинитися його є і страждаю від ожиріння і величезного комплексу хвороб які останнім викликани.

    З огляду на ці доводи я за легалізацію і націоналізацію свиней, молока, квасу і можливо інших наркотиків!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Проблема, Материалист, в том что при опиумной зависимости человек зачастую не делает достаточного перерыва в употреблении, тем самым пресекая "ломку" только употреблением. Это болезненное состояние прямо воздействует на человека в его поведении, он употребляет чтобы не испытывать страдание прямо здесь и сейчас, то есть делает выбор даже осознавая его пагубность в широком смысле. Разумеется это не путь к освобождению от зависимости, но вероятность того, что человек обратится однажды за помощью к медикам, что он не заразится ВИЧ и не пойдёт против социалистического правопорядка, если такие вещества будут декриминализованы через здравоохранительную систему, высока и подтверждается статистикой. Рассмотрите опыт Португалии.

      2. Я всё равно не вижу проблемы — не садитесь за руль под воздействием веществ, обезопасьте себя с помощью "ситтера" и так далее. Временная утрата некоторых зрительных и координационных возможностей сопровождается приобретением других качеств сознания, которые и являются целью употребляющего. Последний может быть как несознательным дураком, так и вполне зрелой личностью, вполне осознающей этот обмен и прилагающей все усилия для того, чтобы находиться в безопасности.

      3. Нет, если мы удаляемся от ценности трезвости, ссылающейся в утверждении на саму себя.

      4. Можно. Но почему нельзя обратного?

      5. Клеймо "вульгарного материализма" это уловка — вы должны понимать, что адекватный материалистический взгляд принимает во внимание физиологию, но не низводит мысль до роли материальной субстанции. Физиологические ощущения и движение гормонов и нейромедиаторов могут и активно воздействуют на поведение человека.

      Далее — объясните, пожалуйста, почему в капиталистических исламских странах запрещена продажа сала и алкоголя, если она выгодна капиталистам, а в западных капиталистических странах она разрешена, несмотря на всю очевидность вреда сала и алкоголя? Почему до середины XX века марихуана (менее криминогенная и физически вредная, чем алкоголь) была легальна в США, а потом ее криминализовали, затем снова легализовав к сегодняшнему дню? Это связано с изменением рыночной цены марихуаны, или с радикальным изменением её свойств?

      Удалить
    2. 4. "..но действительности существуют исследования, которые показывают эффективность борьбы с депрессивными состояниями посредством психотерапии+MDMA или ЛСД, действительно многие произведения искусства были созданы под впечатлением от наркотических веществ, и есть основания полагать что многие древние культуры отразили употребление в архитектуре, музыке и религии (которая является культурным достоянием человечества, если мы исключаем сформировавшиеся вокруг институты госвласти)."

      Это ты про бывших одноклассников говоришь, которые после твоего торгового влияния ЛСД и психоделиков обрисовывали своей живописью забор возле трамвайных путей, парты, стены? :))) Это вправду выглядело типа как в этом ролике 1991 года https://www.youtube.com/watch?v=wnOmjZjtnIo Кстати никак не спросила - ты понимаешь что вообще шел против своей главной жизненной цели и принципов?)

      Удалить
    3. Я сильно сомневаюсь ввиду ассортиментов и скудости кругозора в микологии, что одноклассники смогли втайне добывать галлюциногенные грибы и употреблять ЛСД или в-а с хоть немного более выраженным психоделическим эффектом, чем "крокодил", "спайс", "кокс", более того, были в состоянии в этот момент на территории учебных заведений что-то изображать на заборах и партах. Употребление несовершеннолетними и безответственными людьми настолько же опасно, как вождение автомобиля несовершеннолетними безответственными людьми, даже если они трезвы, поэтому этим заниматься не стоит.

      Удалить
    4. 1. Я не утверждаю, что обязательно необходимы крайние меры в виде запрета на уровне закона, я говорю лишь о необходимости борьбы. Путь который Вы предлагаете это пассивное согласие с наркоманией..

      2. Утрата жизненно важных чувств очевидна, а польза - сомнительна. Разве это разумно? Нужно еще доказать, что есть некая польза от приема данных веществ.

      3. Ценность трезвости в адекватном восприятии мира. Думаю не стоит приводит многочисленные примеры того какой вред себе и окружающим произвели люди под различными запрещенными веществами.

      4. Не ясен вопрос.

      5. Мы и есть физиология, вульгарный материализм недооценивает роли мышления во влиянии на эту самую физиологию. Когда Вы говорите, что прием веществ вызывает зависимость, то не понимаете, что люди еще до употребления стали зависимы - зависимы от общественного мнения, которое навязало им интерес к этим веществам.

      То что люди употребляют вещества во избежании болезненных симптомов вызванных ими же - это скорее исключение из общего правила, поскольку зачастую "ломка" сопровождается глубокой уверенностью в том, что употребление необходимо.

      Удалить
  2. Трудовая теория стоимости которую я видел на канале это не серьезно абсолютно. Что угодно может стоить сколько угодно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роботизация сделает товары гораздо дешевле.

      Удалить
    2. Сначала цену от стоимости отличать научитесь. Суть трудовой теории в том, что только труд отображает индивидуальный вклад человека в совокупный общественный продукт, поэтому каждый заслуживает по труду.

      Удалить
    3. А почему обязательно нужно ориентироваться на этот «вклад»? Те же риски измерить невозможно. Человек продал свой труд капиталисту по более выгодной цене, чем распорядился бы им самостоятельно. Это же замечательно. Выгодно для всех

      Удалить
    4. Риски это понятие из буржуазной экономики, так как риски связаны с конкуренцией. Когда нет частной собственности, нет и конкуренции, а, следовательно и рисков.

      Удалить
    5. рыночная экономика - естественная форма человеческой деятельности, логично ориентироваться именно на нее. Когда нет частной собственности, то приходиться создавать ту же конкуренцию искусственно. т.н. социалистическое соревнование. А потом еще подглядывать формирование цен в капстранах )

      Удалить
    6. Соц соревнование не то же, что конкуренция. Задача конкуренции уничтожить соперника, добить слабого и завоевать господство. Задача соц соревнования разжечь в сопернике дополнительные стимулы, подтянуть слабых и обеспечить всеобщее благосостояние.

      Таким образом соц соревнование не только отлично от конкуренции, но есть нечто противоположное ей.

      Удалить
    7. Плоды конкуренции - это развитие вследствие борьбы за потребителя. Соцсоревнование это попытка организовать нечто подобное но без реальной потребности. Типа развитие ради развития ну давайте ну пожалуйста. А конкуренция конкретно нацелена на потребителя и прибыль

      Удалить
    8. Плоды конкуренции - разорение для многих и монополизация ведущая к снижению качества и повышению цен.

      Удалить
    9. Странно, но ведь социализм это одна большая монополия на все сферы жизни http://maminuyut.ru/pictures/product/middle/7186_middle.jpg

      Удалить
    10. Монополия это экономическое понятие, которое означает, что определенный сегмент рынка контролируется единственным предприятием которое забирает всю выгоду себе. При социализме нет возможности преследовать частную наживу, следовательно понятие монополии становится не актуальным.

      Удалить
    11. Актуально как никогда, в руках государства монополизируются не только товары и услуги но и идеология, плюс монополия на насилие

      Удалить
    12. Всегда есть господствующая идеология и монополия на насилие. Или Вы хотите сказать, что сегодня разрешается самосуд?

      Удалить
    13. Я хочу сказать что мне не нужна эта госмонополия. Я сам решу иметь мне собственность или нет, чему и как учить детей и тд Куда ездить... И пятёрочка в каждом дворе меня абсолютно устраивает.

      Удалить
    14. Это не Вы решаете, просто Вы находитесь в обстоятельствах с которыми согласны, но обстоятельствам свойственно изменятся..

      Удалить
    15. Есть система издержек и противовесов и она даёт мне достаточную свободу действий, в отличие от социалистической госмонополии на каждый пук

      Удалить
    16. На самом деле переход к социализму это не вопрос желаний, а вопрос необходимости, то есть он не зависит взглядов людей. Неважно чего мы хотим или не хотим, если чему-то пришло время - оно уйдет.

      Если капитализм столь естественен как Вы утверждаете, если его законы вечны, то Вам не следует беспокоится - он простоит до конца времен. Но не следует горевать есть это окажется не так, поскольку на все есть объективные причины.

      Удалить
    17. Именно, так и простоит. Капитализм способен пережить множество кризисов, а социализм неизбежно разваливается

      Удалить
    18. Тогда у Вас нет поводов для беспокойства.

      Удалить
    19. Есть. Это идеологическая борьба. Мне важен не только некий итог в конце времён, но и время в которое живу я

      Удалить
    20. Борьба имеет объективные основания - она отражает реальные общественные противоречия. Если Ваши консервативные взгляды верны, то никакой борьбы быть не должно, так как людям нормально и естественно жить в таких условиях.

      Удалить
    21. Я индивидуалист и всегда буду бороться за то что дорого лично мне

      Удалить
    22. Так, живите где-то в лесу, подальше от общества - индивидуально. Вы не можете жить в обществе и быть свободным от него.

      Удалить
    23. Индивидуализм это иллюзия того, что мы может решать что-то сами, но на самом деле наши взгляды связаны с воспитанием, а наши действия успешны только как коллективная воля.

      Вы не можете отстаивать только свои интересы, ибо Вас сомнут, отстаивать можно лишь интересы группы людей, следовательно классовые интересы. Капиталистические предпочтения также связанные с коллективизмом как и социалистические, а некотором значении - еще больше, поскольку суть капитализма не в том, что я хочу иметь свое, а в том, что я хочу чтобы другие работали на меня..

      Если это не так, то идите жить в лес, ибо только там истинно можно проявить индивидуализм.

      Удалить
    24. https://vk.com/wall-122855099_4561?hash=a8753e5625711317a6

      Удалить
    25. Какая разница, что либертарианцы считают, а что нет? Если я Вам начну рассказывать, сто коммунисты не считают коллективизм подавлением индивидуальной воли, то Вы мне поверите? Почему я тогда должен верить тому, что считают или не считают либертарианцы?

      Объединение людей для решения коллективных задач и есть коллективизм - не важно с какой целью люди объединяются и какие методы при этом используют.

      Индивидуализм означает опору на собственные силы, последовательные индивидуалисты не просят помощи - они лишь хотят чтобы их никто не трогал. Поэтому я и говори - уходите в глушь леса, где Вам никто не будет указывать как жить и что присваивать себя, а хотите жить в обществе, тогда не можете быть свободным от него.

      Удалить
    26. Коллективизм/индивидуализм это институциональные термины а не эмоциональные. И то и другое про распределение благ в том числе. Типа есть ли государство которое принудительно распределяет блага или нет. Есть ли государство, отчуждающее социальные функции семьи или нет. Семья - высшая форма индивидуализма. Коллективисты же за общественное воспитание детей и тд

      Удалить
    27. Семья это ячейка общества. Никогда не будет такого, чтобы ценности отдельно взятой семьи или индивида были выше общественных - все должны считаться прежде всего с общественно принятым.

      Если в семье считается нормальным воровать у чужих, то общество не будет считаться с этим - это простой пример примата общественного воспитания над семейным.

      Таковы объективные законы существования социума, которые не зависят от наших желаний.

      Но всегда есть возможность вывести семью в лес..

      Удалить
    28. Смотря для кого, для индивида выше.. Как говорила Тэтчер: нет никакого общества, есть люди и их семьи. А когда начинается вопль об интересах общества, то это как правило строительство очередной антиутопии. И страдания граждан. Объективной реальности вообще не существует, если загнаться в философию глубоко

      Удалить
  3. Как говорила Тэтчер: нет никакого общества, есть люди и их семьи

    Я бы еще добавил: и глубокий лес в котором они живут порознь.

    Объективной реальности вообще не существует, если загнаться в философию глубоко

    Ну это уже провокация. Прощайте.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. https://naukatv.ru/news/25035 это даже не только философия говорит, но и наука

      Удалить
    2. Будете писать мне про лес - буду писать вам про общих жён

      Удалить
  4. Анонимный8/25/2019

    Но проблема в том, что вопросами о правильном мышлении занимается наука о правильном мышлении: логика. Туда и включены все критерий, подходы и прочее.
    И вот как раз тут у вас получается противоречие, как мне кажется, ибо здесь вы говорите, что " успешность которых определяется лишь индексом цитирования и общественной потребностью.", но это является логической ошибкой: апелляция на авторитет. Если я вас не так понял, то прошу исправить.
    И с итогом не совсем соглашусь. Философия не помогает осмыслить факты в целом, есть философские парадигмы, которые уже помогают осмыслить факты, а философия стоит над этими парадигмами и занимается вопросами как раз об этих самых парадигмах. Есть же философские парадигмы, которые говорят, что реальный мир не познаваем, поэтому и наука толком не нужна, например, агностицизм, релятивизм, да и постмодерн возьмите уж современный, чего мелочится. Хайдеггер, Лиотар и т.п. уж явно к науке относились не положительно исходя из своих же философских доктрин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Апелляция к авторитету это логическая ошибка в аргументации, когда в процессе спора один из оппонентов ссылается на нечто авторитетное как на доказательство истинности своих суждений, я же просто констатировал факт оценки философского знания в обществе.

      Науку, например, оценивают иначе, она ценится по своей практической значимости и по тому признается ли она в рамках научного сообщества, представляющего собою систему независимой оценки знания..

      Удалить
    2. Анонимный8/25/2019

      Законы логики есть не только в споре. А оценка философского концепта в любом случае можно оценивать по-разному: по практичности, значимости и т.п.

      А кто сказал, что науку оценивают по прагматизму, лол? Наука ценится своей способностью объяснять мир, а не применимостью этих знаний. По факту, много практичного решение проблемы Гольдбаха тебе не даст, ровно как и развитие СТО Минковского, подтверждение излучения Хокинга, но все это — важнейшие вопросы математики и физики. Где-где, а никто не оценивает значимость знания в науке в толке прагматизме

      Удалить

Отправить комментарий